Ю. Лысенков
Р. Трифонова
Р. Кузютин
Догмастер - о нас
Дрессировка собак
- сдача норматива
- спорт с собакой
- индивидуальная программа
- курс дисциплины
- курс защиты / курс охраны
- курс для маленьких пород
Дрессировка в иллюстрациях
Коррекция поведения
Официальные нормативы
- BH (собака компаньон)
- IPO (собака защиты)
- FH (следовая собака)
Подбор щенка
Воспитание щенка
Библиотека
Статьи
Зоогостиница
Дрессировочная площадка
Контакты
Ссылки
Карта сайта

Статьи


Импринтинг

Ранний послеродовой период жизни у животных характеризуется беспомощностью детенышей (щенков, их зависимостью от родителей, функциональной незримостью многих отделов головного мозга (кстати, у людей лобные доли мозга формируются только к 16 годам) и необходимости контакта с представителями своего вида (родителями, братьями, сестрами) и “проживания” в том месте, которое наиболее свойственно этому виду животных). Именно в таких условиях в раннем детстве и происходит специфичное научение в форме импринтинга (запечатления).

Импринтинг (в зоопсихологии) – это специфичная форма научения у высших позвоночных, при которой фиксируются отличительные признаки объектов, поведенческих актов, родительских особей, пищевых агентов (в том числе животных - жертв), половых партнеров и постоянных врагов. Впервые понятие импринтинга было введено в этологию К. Лоренсом (Lorenz, 1935,1937) в тот момент он изучал птиц. Но импринтинг свойственен и млекопитающим, хотя у них он более растянут по времени и менее выражен в проявлении.
Характерные свойства импринтинга:
 
1. имеет место в сенситивный период (как правило в первые часы жизни);
2. происходит быстро и без подкрепления;
3. сохраняется длительное время;
4. не угасает при отсутствии подкрепления;
5. научение практически не обратимо, его трудно переделать (например, превратить привязанность         в избегание);
6. оказывает значительное влияние на последующее развитие поведения животных.
 
Выделяют следующие виды импринтинга:
социальный
экологический
пищевой
инструментальный
 
Цель социального импринтинга – формирование внутривидовых и межвидовых взаимоотношений. К социальному импринтингу относят детский, родительский, половой и видовой. Принято считать, что взаимоотношения человека и собаки строятся на межвидовом импринтинге, хотя существует и другая точка зрения – что эти отношения строятся на видовом импринтинге. Период социального импринтинга у собак наступает не сразу после рождения и растянут во времени – обычно он находится в самом разгаре, когда мы приобретаем щенка. Поэтому желательно забирать щенка после сорок девятого дня жизни, когда уже закончится формирование нервной системы. У щенка, покинувшего свою семью раньше, может развиться не здоровая привязанность к человеку. Для таких собак типично: чрезмерная зависимость от хозяина, агрессивность или трусость по отношению к другим собакам, нервозность, излишняя “гавучесть” (беспричинный лай). К сожалению, есть и другая крайность: щенки, прожившие с матерью и однопометниками намного дольше, вырастут слишком ориентированными на взаимоотношения с собаками, могут быть равнодушны к хозяину и “дрессировочная наука” им будет даваться намного сложнее.
Экологический импринтинг – это запечатление основных признаков экологической ниши животного (местность вокруг логова и среда обитания). Только что родившееся животное, у которого только начал функционировать зрительный аппарат, еще не знаком и не отличает “знакомое” от “незнакомого”. Но только он (детеныш) познакомиться с окружающей обстановкой, он начинает отличать одни предметы от других и сторониться новых предметов. Есть данные, что детеныш шимпанзе, выросший в неволе, в искусственно созданной обеденной среде (в отношении диких сородичей) гораздо меньше исследовали окружающую среду, побаиваются новых предметов и крайне мало интересуются ими.
По мнению зоопсихологов, если собак до восьми месяцев воспитывали в условиях ограниченного общения с внешней средой, их вполне можно назвать “психически отсталыми”. С помощью пищевого импринтинга молодое животное получает такую важную для него информацию, как наличие и качество пищи в данной экологической нише, способы ее добывания.
Мало изучен инструментальный импринтинг, к которому относят различного вида двигательные реакции и некоторые пантомимические движения, освоенные в сенситивный период. Инструментальный импринтинг характеризуется быстрым процессом выработки двигательных реакций.
Существует мнение (В. А. Тромихин, Н.М. Вавилова), что в раннем онтогенезе наблюдается наиболее благоприятный период положительных временных связей. В возрасте то 1,5 до 4 месяцев у собак (щенков) было обнаружено очень быстрое образование моторных навыков, что нельзя сказать о животных, старших по возрасту. Общее число предъявлений условного сигнала необходимых для выработки реакции у щенков старше 4-х месячного возраста было в два раза больше, чем у животных младше четырех месячного возраста. Проще говоря, наиболее удачный период для начала тренировки – это период от 2 до 4 месячного возраста щенка.
Предположительно детский импринтинг у собак (щенков) заканчивается к двух месячному возрасту, социальное и половое запечатления длиться до пяти месячного возраста, пик выраженности пищевого импринтирования наблюдается в 3-4 месяца, а затем имеет тенденцию к снижению. Теоретически и практически чувствительные периоды, обеспечивающие получение необходимой информации для взрослеющей особи заканчивается, когда накоплено минимально необходимое количество информации, обеспечивающее данной особи способность выжить в предоставленных ей условиях существования.
При завершении процесса импринтирования заканчивается и сенситивный период, а как следствие, становится невозможным изменить его последствия, т.е. по окончании процесса запечатления поступившая новая информация уже не оказывает существенного влияния на молодую особь.
По этому вопросу часто цитируется мнение известного физиолога Л.Г. Воронина: "после окончания этого периода (импринтирования), вероятно продолжающегося до полового созревания, строение мозга во всех его деталях отражает базовый объем и качественный состав долговременной памяти, то есть, ее алфавит, который на протяжении всей последующей жизни организма будет многократно перекодироваться и перекомбенироваться по условнорефлекционным законам в связи с потребностями организма и изменениям во внешней среде. Так, в зрелом возрасте, в любом обучении мы будем наблюдать лишь разные варианты становления процесса считывания ранние зафиксированной информации".

Научные термины для кого-то скучны, кого-то пугают, но науке давно уже известно то что, к сожалению, не вошло в “бытовое сознание” людей. Если Вы приобрели щенка или у Вашей собаки родились щеночки, предоставьте им возможность развиваться в обширной среде (видеть, слышать, нюхать и кусать максимально большее количество предметов). Соблюдение этого простого правила поможет Вам избежать многих проблем.
Рина Трифонова
Копирайт ©2005-2018   Все права защищены.