Ю. Лысенков
Р. Трифонова
Р. Кузютин
Догмастер - о нас
Дрессировка собак
- сдача норматива
- спорт с собакой
- индивидуальная программа
- курс дисциплины
- курс защиты / курс охраны
- курс для маленьких пород
Дрессировка в иллюстрациях
Коррекция поведения
Официальные нормативы
- BH (собака компаньон)
- IPO (собака защиты)
- FH (следовая собака)
Подбор щенка
Воспитание щенка
Библиотека
Статьи
Зоогостиница
Дрессировочная площадка
Контакты
Ссылки
Карта сайта

Статьи


Научение на основе доминанты - классика дрессировки

К этой форме научения принято относить случаи чрезвычайного быстрого образования условно-рефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, преобладающей потребности (доминанты).

Явление доминанты было открыто Алексеем Александровичем Ухтомским, одним из самых выдающихся мыслителей ХХ века, и было определено им как “достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других центров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение”.
 
Биография А.А. Ухтомского
 
В истории отечественной мысли можно встретить немало имен, открытия которых не выпадает на время их реальной жизни. Среди таких имен и имя академика Алексея Александровича Ухтомского (1875-1942г.).
Родился Алексей Александрович Ухтомский 13 (25) июня 1875 г. в поместье князей Ухтомских, в селе Вослома Ярославской губернии Рыбинского уезда. Род Ухтомских происходил от Великого князя Киевского, Владимирского и Суздальского Юрия Долгорукого.
В 1888 году, не закончив полного курса классической гимназии, А.А. Ухтомский, по настоянию матери , поступил Нижегородский кадетский корпус имени графа Аракчеева. По совету своего учителя, из кадетского корпуса, А.А. Ухтомский в 1894 году поступает на словесное отделение Московской Духовной Академии. Уже будучи кандидатом богословия, в возрасте 25 лет, Ухтомский становится студентом естественного отделения физико-математического факультета. Позже, в автобиографии, Ухтомский пишет: “Кандидатская диссертация поставила настоятельно на очередь ближайшее изучение физиологии головного мозга, нервной деятельности вообще, а также физиологии поведения”. Дальнейшая деятельность А.А. Ухтомского будет связана с Санкт-Петербургским университетом: здесь он защитил в 1911 году магистерскую диссертацию, 1922 году возглавил кафедру физиологии человека и животных, в 30-х, уже академиком, основал при университете Научно-исследовательский физиологический институт, носящий ныне его имя. Умер Ухтомский 31 августа 1942 года, не успев прочесть в публичном заседании подготовленный за неделю до того принципиальный для биологии доклад “Система рефлексов в восходящем ряду”.

Роль А.А. Ухтомского в отечественной и мировой науке
 
А.А. Ухтомский вошел в историю отечественной и мировой науки и культуры как один из видных продолжателей петербуржской физиологической школы, рождение которой связано с именами И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского. Эта школа существовала одновременно и параллельно со школой И.П. Павлова, однако ее открытия и достижения “заглушались” широко разрекламированными (популяризированными) работами И.П. Павлова и его школы, признанными советской властью “единственно правильным” взглядом на развитие научной мысли.
Наследие А.А. Ухтомского прочно связывали, до недавнего времени, с определенной областью знаний – физиологией поведения животных и человека. Однако, помимо его трудов по физиологии, теперь известны архивные материалы по философии, богословию, истории культуры. Особую ценность имеет разработка выдающимся ученом таких фундаментальных принципов науки, детерминизм, историзм, системность, структурно- функциональный принцип.
По стилю мышления, широте кругозора, диапазону обобщений и точности предвидения А.А. Ухтомский был гениальным теоретиком в области гуманитарного знания, одним из крупнейших мыслителей ХХ века, предвосхитивших ряд идей современной науки о человеке, науке интегральной по своей сути. Принцип доминанты стоит в ряду крупнейших общебиологических обобщений нашего времени, привлекая пристальное внимание ученых различных специальностей, так как позволяет изучать не только мозговые процессы, но и психологические законы поведения человека как личности, а также социальные проблемы общения человека как члена социума.
Раздумывая о путях и перспективе развития современного знания о природе человека, известный психолог В.П. Зинченко отметил: “общепризнанно, что учение И.П. Павлова определяло развитие психологии в первой половине ХХ века. Оно определяло ее естественную, материалистическую и детерминистическую парадигму. Мне кажется, что психологию XXI века в большей степени будет определять учение А.А. Ухтомского, на основе которого уже создается подлинная психологическая физиология”.
Доминанта – как она есть.
В моей практике был такой случай: на дрессировочную площадку ко мне пришла женщина с эрдельтерьером, вся в слезах. Немного успокоившись она рассказала мне, на ее взгляд “странную” историю о том, как вызвав на дом инструктора по дрессировке, она получила от него рекомендацию не кормить собаку в течении суток перед следующем занятием. Я постаралась убедить ее в том, что кинолог приезжавший к ней не был садистом, а всего лишь применил распространенный прием – формирования доминантной потребности. Увы, тогда мне показалось, что в разряд садистов автоматически попала и я.
Итак, что же такое доминанта?
Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее может привести к опасным последствиям организма.
Внешнее проявление доминанты: полное подчинение всех прочих реакций организма, ведут к снятию или снижению состоянию доминанты. Наиболее знакомая, в быту, собаководам – половая доминанта (вышли погулять с Рексом, вернулись без Рекса – убежал за “девочкой”). Впрочем, есть данные, что кроме основных (пищевой, половой, оборонительной) доминант, любая другая потребность может привести к формированию доминанты. Состояние, характеризующееся как доминанта, можно вызвать путем лишения животного какого-либо агента, например: пищи или воды. Иногда, воздействием сверхсильного раздражителя (болевого) или вызывающего сильные эмоциональные реакции (страх). В лабораторных условиях удавалось вызвать состояние доминанты путем многократного воздействия слабых стимулов или непосредственным воздействием на соответствующие центры головного мозга.
В результате таких воздействий в центральной нервной системе формируется сложная система нервных клеток – господствующий очаг возбуждения, обладающий свойствами:

  • способность возбуждения (обеспечивает длительную активность животного, направленную на удовлетворение доминантной потребности);
  • повышенной возбудимостью (гарантирует выраженную активность животного, дающую возможность быстрого снятия доминантного состояния);
  • суммирует возбуждение (доминантный очаг) адресованное другим центрам и тормозит деятельность этих центров. Это свойство обеспечивает анализ информации поступающей извне, которая может иметь отношение к удовлетворению доминантной потребности. Подавление других форм деятельности в этот момент способствует быстрому снятию доминантного состояния и поэтому целесообразна.
 
Процесс возникновения потребности до осуществления действия, направленного на его удовлетворение, можно разделить на три стадии:
 
  • Формирование устойчивой доминанты.
  • Отыскание животным наиболее важных раздражителей для удовлетворения доминанты.
  • Установка связи между доминантой и действием по ее удовлетворению.
 
По сути, в этих трех стадиях видна схема научения на основе доминанты в дрессировочном процессе: создание доминантного состояния (голод или жажда или отсутствие общения с хозяином), предъявление сигнала и предоставление животному возможности удовлетворения доминанты путем решения какой-либо задачи. Исчезновение доминанты – связанно не только с удовлетворением доминантной потребности, но и
 
  • возникновением у доминанты антагонистического центра;
  • возникновение доминанты в высших центрах (произвольное приложение – использование отрицательного подкрепления);
  • при переходе нейронов доминантной сети в состояние пробиотического угнетения.
 
Значение доминанты в научении (дрессировочном процессе) заключается в ее высокой биологической значимости снятия доминантного состояния, а посему и способ снятия доминанты (соответствующий поведенческий акт) тоже приобретает высокую важность для организма и фиксируется центральной нервной системой быстро и надолго.
По своим биологическим механизмам классические, инструментальные и условные рефлексы, образованные на базе доминанты, близки между собой. А.П. Анохин писал: “В сущности сам факт образования условного рефлекса и возникновения его в ответ на условный раздражитель представляет собой типичный пример выявления доминантного состояния центральной нервной системы”. Принято считать, что быстро обучающиеся животные потому и являются таковыми, что уже на начальных стадиях выработки рефлекса формируют доминантное состояние, а медленно обучающиеся в тех же условиях его не формируют.
Многими исследованиями было доказано, что скорость выработки условного рефлекса определяет характер возбуждения в мотивационном центре, а не количество сочетаний. Для доминантного возбуждения достаточно наличие одного - двух сочетаний афферентного раздражения с прекращением доминанты, чтобы образовалась прочная временная нервная связь, также для образования условного на базе доминанты, характерно отсутствие стадии генерализации.
Следует, однако, различать доминантную мотивацию – актуальную, очень выраженную в данный момент и доминанту, как состояние, характеризующуюся специфическими признаками.
Пользуясь формой научения на основе доминанты, всегда помните, что состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая конфликтная ситуация изменением свойства нейронов мозга, создается застойный очаг возбуждения и формируются психологические доминантные изменения функций мозга, что приводит к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно обращаются с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.
У некоторых животных усиленная доминанта вызывает некое переключение доминирующего поведенческого акта на другую деятельность, внешне не имеющую отношения к исходной биологической потребности – смещенную активность. Создание доминанты в дрессировочном процессе зависит (и учитывается) от индивидуальных особенностей животного: у одного животного создают пищевую доминанту, пропустив одно кормление, а другое животное, для создания того же состояния, следует не кормить сутки.
Формирование состояния доминанты в дрессировочном процессе используется часто – это давно уже стало обыденной практикой, если же Вы побиваетесь последствий использования этого приема – обратитесь к грамотному, по Вашему мнению, инструктору по дрессировке собак (кинологу).
 
Рина Трифонова
Копирайт ©2005-2018   Все права защищены.