Ю. Лысенков
Р. Трифонова
Р. Кузютин
Догмастер - о нас
Дрессировка собак
- сдача норматива
- спорт с собакой
- индивидуальная программа
- курс дисциплины
- курс защиты / курс охраны
- курс для маленьких пород
Дрессировка в иллюстрациях
Коррекция поведения
Официальные нормативы
- BH (собака компаньон)
- IPO (собака защиты)
- FH (следовая собака)
Подбор щенка
Воспитание щенка
Библиотека
Статьи
Зоогостиница
Дрессировочная площадка
Контакты
Ссылки
Карта сайта

Статьи


Навык - цель дрессировки

Целью любой дрессировки является выработка навыка у животного (собаки). Навык – это любое действие, сформированное путем многократного (а иначе нельзя) повторения, характеризуется высокой степенью освоения, отсутствием поэтапной сознательной регуляции и контроля. Навык – это действие, которое воспроизводится быстро, безотказно, однообразно, вне зависимости от внешнего влияния.

В быту навыком принято называть какое-либо привычное действие, но в науке принято различать перцептивные навыки, обеспечивающие узнавание объекта, интеллектуальные, автоматизирующие применение способа или приема решения задач, и двигательные.
В процессе дрессировки формируются все виды навыков.
Понятие «навык» не следует сводить к понятию «условный рефлекс». Любое завершенное поведение животного (поведенческий акт) гораздо сложнее и представляет собой взаимосвязь наследуемых и приобретенных элементов поведения, взаимодействие которых контролируется и управляется интеллектуальным аппаратом животного. На скорость формирования навыка влияют: способности и темперамент животного, мотивация, особенности подкрепления, режим и условия тренировочного процесса, опыт животного по освоению других реакций и навыков.
Методика формирования навыка – способ отработки навыка – в целом или по частям, переход от одного уровня освоения к другому.
Основную роль в успешном становлении навыка играет «тренировка» (т.е. повторное выполнение) определенного упражнения. В таком случае происходит закрепление действия и его автоматизация.
Важным условием для успешности «тренировки» имеет правильное распределение упражнений во времени. Отмечено, что если одни и те же упражнения проводятся непрерывно (в течение длительного времени), результаты их из-за усталости ухудшаются. Один вид упражнений необходимо чередовать с другим.
Большое влияние на эффективность упражнений оказывает длительность перерывов между ними. При одном и том же количестве времени, затраченном на упражнение, длительные промежутки дают худшие результаты. Наиболее эффективным считается следующее распределение упражнений: частое повторение в начале обучения и постепенное удлинение промежутков по мере овладения навыком.
Формирование навыка имеет несколько этапов:
 
  • конструирование навыка (знание);
  • первичная автоматизация, действие выполняется с ошибками, медленно, не всегда имеет связь с командой (умение);
  • дезавтоматизция (отмечается не всегда) – ухудшение выполнения действия;
  • вторичная автоматизация, когда навык по всем своим признакам соответствует тому, что мы хотели сформировать.
 
Следует отметить, что показателями формирования навыка являются скорость и качество выполнения действия. Этапы формирования навыка:
 
  • от знания к умению;
  • от умения к навыку.
 
В психологической литературе этот процесс принято обозначать абривиатурой ЗУН.
Знания – это первоначальный этап в овладении навыком, но, как известно, можно на всю жизнь остаться на этом этапе. Применительно к собаке это выглядит так: посетив дрессировочную площадку 2-3 раза, ваша собака знает, как сесть, но не садится, когда вам это нужно, садится не всегда, или не всегда правильно садится. Это вызвано тем, что ваша собака знает, что такое «сидеть», но это действие у нее не отработано до навыка.
Умение – это такое выполнение действий, которому не свойственен высокий и устойчивый уровень воспроизведения. Примером опять может служить команда «сидеть». В таком случае собака не всегда будет выполнять команду, возможно, будет отвлекаться во время выполнения команды, т.е. умение отличается от навыка тем, что в его основе лежит меньшее число повторений (упражнений).
Навык – это действие, доведенное до автоматизма, в основе которого лежат тысячи повторений (упражнений).
 
Перенос навыков – положительное влияние усвоенных навыков на освоение других действий. Перенос навыков осуществляется прежде всего тогда, когда новые действия имеют что-то общее с уже усвоенными действиями. Большой опыт, большое количество навыков способствуют более быстрому овладению новыми навыками. Наблюдается, впрочем, и отрицательное влияние навыков, приобретенных ранее, на усвоение новых навыков. Такое взаимодействие навыков называется их интерференцией. Существует два варианта интерференции навыков:

1. ассоциативное торможение – происходит тогда, когда при выполнении какого-либо действия заменяют ранее усвоенный способ его выполнения новым;
2. возможны случаи, когда старый навык оказывает отрицательное влияние на поведение животного уже после овладения им нового навыка. В таких случаях возникают либо временные задержки в применении нового навыка, либо животное предпочитает воспроизвести старое, «стереотипное», действие.

Средством устранения и предупреждения интерференции навыков является противопоставление и разграничение старых и новых способов действий.
Одной из характеристик навыка является его тенденция к дезавтоматизации. т.е., если животное в течение продолжительного времени при воспроизведении навыка не получает того, ради чего оно освоила его, навык затухает.
Подобное (дезавтоматизация навыка) происхдит также, если он (навык) долгое время не воспроизводится по нашей команде (т.е. не тренируется).
 
Рина Трифонова
Копирайт ©2005-2018   Все права защищены.